ул. Октябрьская
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Русский Патриархат. Московская епархия. Коломенское благочиние

Избранное житие

Святитель Григория Нисский

23 января - память святителя Григория Нисского.
Святой Григорий Нисский был младшим братом святого Василия Великого. Год рождения его остается неизвестным. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук святой Григорий с успехом изучил риторику и философию, и готовил себя к званию светского оратора. Но Бог судил иначе, и в самой душе Григория, более склонного в то время к светским занятиям и к изучению светских наук, вскоре произошла перемена. Однажды в имении его матери предположено было совершить празднество в честь перенесения мощей сорока мучеников. Позван был на это семейное торжество и Григорий, обучавшийся тогда в Кесарии. Недовольный тем, что он оторван от своих занятий, и что празднество не было отложено до другого, более благоприятного времени, Григорий равнодушно, без внимания, слушал песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и наконец удалившись в одну из своих беседок, лег спать. И вот во сне он видит, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Это устрашающее сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские занятия и науки, обратился к чтению священных и душеспасительных книг...

Святитель Филипп Московский чудотворец

22 января -память свт. Филиппа Московского чудотворца

В Московском кремле,  у южных дверей Успенского собора, рядом с алтарем, стоит рака святителя Московского Филиппа. Он был великим церковным, общественным и государственным деятелем, строителем Соловецкой обители, который принял мученическую кончину в Твери. Он происходил из знатного рода Колычевых, часто бывал при дворе, где еще отроком познакомился с будущим царем Иоанном Грозным. Рано начал военную службу, но оставил ее, и в одежде простолюдина удалился в Соловецкую обитель, где работал на трудовых послушаниях. Вскоре он был поставлен в игумена, поскольку его добродетели, знание священного писания, благородство и управленческие таланты открылись многим.  Он реформировал жизнь монастыря, написал новый устав, воздвиг два собора, больницу, учредил скиты, осушил болота, соединив два озера каналами. Соловецкая обитель, какую мы знаем сегодня – это дело свт. Филиппа, который превратил ее в неприступную крепость, русский оплот на севере. Об этом узнали и при дворе, вызвав в Москву игумена Филиппа. Там он узнал, что назначен митрополитом Московским. Со слезами он безуспешно умолял царя Иоанна позволить ему вернуться в обитель. Так начался его мученическое служение. Его избрание совпало со вторым периодом царствования Иоанна Грозного. Если в первый период царь прославился как великий строитель земли русской, благочестивый государь и молитвенник, то после смерти первой супруги его разум помрачился, начался период опричнины и беззакония...        

Преподобный Паисий Угличский

21 января память преп. Паисия Угличского. Раньше на Руси после Господских, двунадесятых и великих праздников отмечали, в первую очередь, память русских святых,  св. князей, многих церковных и общественных событий. Пели пространные стихиры, читали жития и похвальные слова. Так прихожане учились любить свою родную землю, узнавали историю и культуру свое страны. Когда Россия встала на путь европеизации в эпоху Петра I, этот обычай отменили, а многие стихиры упразднили. Теперь в церковных календарях, в первую очередь, стоит память «вселенских» святых, древних мучеников и греческих святых 5-14 вв. Собор 1917-1918 гг., избравший Патриарха, намеревался вернуть все благие и полезные установления старины, но вскоре последовали страшные гонения безбожников. Но мы можем и сами вспоминать память русских подвижников! Так, сегодня церковь отмечает день память преп. Паисия Угличского. Он был племянником преп. Макария Калязинского, остался сиротой в 10 лет и стал жить в его монастыре. Он всей душой возлюбил иноческое житие и упрашивал своего дядю облечь его в иноческие одежды...

Преподобная Женевьева Парижская

9 марта 2017 г. постановлением Священного Синода Русской православной церкви в месяцеслов были внесены имена 16 святых, которые подвизались на Западе до раскола православной и католической церкви. 16 января память преп. Женевьевы (Геновефы) Парижской. Св. Женевьева – символ христианской Франции. Она родилась в 423 г. и происходила из знатного галло-германского рода. Родители святой Север и Герония были христиане, они владели земельным участком и занимались скотоводством.  Когда ей было 9 лет, то в город прибыли епископы св. Герман и св. Лупп, которые направлялись в Британию для борьбы с ересью Пелагия. Они беседовали с девочкой, и та сказала, что желает посвятить свою жизнь Христу. В знак обручения святой Богу, епископ подарил ей медную римскую монету с монограммой Христа. С этого времени Женевьева старалась молиться и усердно посещать церковь...

Священномученик Фаддей Тверской

31 декабря Православная церковь празднует день памяти священномученика Фаддея (Успенского) Тверского. Он родился в семье священника в 1872 г., его дед Иван был молитвенником, которого почитали в семье. Из всех десяти детей дед выделял именно Ивана (будущего святителя), называя его архиереем. Он закончил Московскую духовную академию, принял монашество и был назначен преподавателем Смоленской семинарии. В это время вел дневник, в котором описывал свою духовную жизнь и зорко отмечал моменты ослабления духовного горения к Богу и оплакивал себя. Известны его работы того времени: «Записки по дидактике», «Иегова», множество проповедей. В 1908 г. он стал епископом, но продолжил подвижническую жизнь: строго постился, молился, был кротким и внимательным. Он взял на себя подвиг нестяжания и отказался от всех вещей кроме одежды. После революции его несколько раз арестовывали, так в 1922 г. он попал во Владимирскую тюрьму вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым). Митрополит вспоминал: «Страшная тюремная обстановка подействовала на меня удручающе…Владыка Фаддей напротив, был спокоен. Как-то ночью, владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души». Митрополит почувствовал, что от свт. Фаддея к нему идет огненный поток, он утешился и был спокоен душой. В тюрьме открылся и его дар прозорливости: свт. Фаддей иногда оставлял небольшую часть передачи, прятал ее под подушку, но не для себя, а для тех священнослужителей, которые должны были поступить в тюрьму именно в тот день. Сохранились известия о том, что уголовники бросили его под нары, но там ему было видение Фаворского Света. После ссылки он поехал в Астрахань, где его встретила новая паства и с удивлением обнаружила, что у архиерея не было никакого багажа, только одежда и небольшая сумка с кружкой и немного еды. Когда прихожане дарили ему одежду, он раздавал ее нищим. Патриарх Тихон назвал его «святым человеком», зная его крайний аскетизм, советовал беречь владыку, который совершенно пренебрегал своим здоровьем.  Последним местом служения свт. Фаддея стал г. Тверь. Там к нему обращались как к прозорливому старцу, порой и с житейскими вопросами.  В 1937 г. его очередной раз арестовали. Сотрудники НКВД начали обыск, но были поражены тем, что вещей в доме практически нет. «На что же вы живете?», спросили они. «Мы живем подаянием», ответил владыка. Владыка был казнен 31 декабря 1937 г., сохранились известия, что его утопили в яме с нечистотами. Честные мощи святителя были обретены в 1993 г., ныне они почивают в кафедральном соборе г. Твери.        

Житие преподобного Силуана Афонского

24 сентября церковь отмечает день памяти преп. Силуана Афонского. Он родился в 1866 г. в с. Шовское Тамбовской области в крестьянской семье и был наречен Степаном. В юности он отличался невероятной силой, был работящий, доброго нрава, но душа его постоянно искала большего, стремилась к Богу. Сама Богородица во сне явилась ему и кротко упрекнула в том, что он проводит свою жизнь так, что печалит Ее душу. Потрясенный Степан принимает твердое решение уйти в монастырь. Отслужив в армии, он заехал за благословением к прав. Иоанну Кронштадскому. Молитву праведного он ощутил сразу, под его ногами загудело адское пламя, он приобрел память смертную. Приехав на Афон, Степан был послан на монастырскую мельницу. Здесь он проходил послушание, почти не спал, постоянно молился со слезами, удостоился видеть явившегося ему Иисуса Христа, получил дар непрестанной молитвы.

Преподобный. Макарий, старец Оптинский

20 сентября Церковь отмечает день памяти преп. Макария, старца Оптинского. В начале XIX в. в России было возрождено старчество и духовное делание, утраченное в начале XVIII в. У истоков возрождения стоял старец Макарий Оптинский. В миру его звали Михаил Николаевич Иванов, он происходил из дворян Орловской губернии. После кончины родителей он поселился в имении, оставив службу в финансовом ведомстве.

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский родился в 1724 г. в семье бедного церковного причетника Валдайского уезда и был назван Тимофеем. Вскоре отец умер, а шестеро детей остались на попечение матери. Семья жила в такой бедности, что не хватало на еду. Тимофей с детства работал на огородах, чтобы прокормиться. После окончания Новгородского духовного училища он поступил в семинарию в числе лучших учеников. Получая в семинарии хлеб и кипяток, Тимофей продавал половину скудной еды, чтобы купить свечи и читать по ночам. В семинарии над ним смеялись, дети состоятельных родителей находили его стоптанные лапти и махали ими, изображая кадило со словами «Величаем тя, святителю!». Отрок все переносил терпеливо и кротко, так что злые насмешки по промыслу Божию стали пророчеством. Еще студентом он стал преподавать в семинарии греческий язык, риторику и философию. Однажды ночью он пережил Божие посещение, как сам он описывал: «Вдруг разверзлись небеса и увидел я такой свет, что бренным
языком сказать и умом объять нельзя…

Святитель Митрофан Воронежский

20 августа церковь празднует обретение мощей свт. Митрофана Воронежского. Он родился в 1623 г., до 40 лет он жил в миру, служил приходским священником, имел сына. Овдовев, решил посвятить свою жизнь Богу и принял постриг в Золотниковской пустыни Шуйской епархии. Он полагал, что окончит свои дни в этой обители, в посте и молитве. Но на нем исполнились слова Евангелия о том, что невозможно скрыть светильник под спудом. Его подвижническая жизнь стала известна, и по просьбе братии его ставят игуменом Яхромского монастыря. Свт. Митрофан 10 лет трудился в обители, построил каменный храм, упорядочил иноческую жизнь. Слава о деятельном и благочестивом старце достигла столицы. Его ставят игуменом известного Унженского монастыря, которому покровительствовала царская династия Романовых. Он благоустроил и эту обитель, построил в ней каменный храм. В 1682 его ставят во епископа Воронежского. Добрый пастырь вдвое увеличил количество храмов в епархии, открыл новые монастыри и школы. Он деятельно заботился о священниках, был покровителем вдов, сирот, неимущих. Сам царь Петр I почитал святителя и прислушивался к его советам. В своем завещании святитель  написал, что у него нет денег на помин души, поскольку не имел никаких личных средств и со смирением просил поминать его. В завещании он писал: «употреби труд, храни мерность: богат будеши; воздержно пий, мало яждь: здрав будеши; твори благо, бегай злаго: спасен будеши… Да пребывают же вси православные христиане в прародительном своем благочестии, … в чистоте, в воздержании же, и святости и покаянии».  Приняв перед смертью схиму, свт. Митрофан почил в 1703 г. Гроб святителя нес лично царь Петр I. Два века народ благоговейно почитал святителя. В советское время для борьбы с этим почитанием власти забрали мощи в музей и возвратили их только в 1989 г. Святителю Митрофану молятся об устроении дел, о работе, о семейной жизни и воспитании детей.          

Житие Христа ради юродивого Василия

Христа ради юродивый Василий родился в декабре 1468 г. Его родители Анна и Яков долго не имели детей, пребывая в молитвах к Богу о даровании чада. Анна пришла в храм с молитвой о благополучном разрешением от бремени и родила младенца на паперти храма. Теперь на месте того старого храма –  Елоховский собор. Так, в суровые морозы, рядом с церковью, среди народа началась необычная жизнь этого святого. До 16 лет он проходил обучение в сапожной мастерской у мастера, но его душа не принадлежала видимому миру. Однажды к сапожнику пришел купец и заказал несколько пар новых сапог. Василий сначала посмеялся, а потом прослезился и сказал, что купец вскоре умрет. Так и случилось. В 16 лет, что было возрастом возмужания на Руси, он ушел из Елохова в Москву и стал юродствовать. Он был молчалив, днем обычно ходил среди многолюдной толпы, на площадях и между торговых рядов, ночью молился на паперти. Его одежда истрепалась, нагое тело Василия едва прикрывали лохмотья. В то время зимы были невероятно суровыми, но блаженного согревала благодать Святого Духа. Умом он постоянно пребывал в молитве. Обнаженность св. Василия была образом его души – совершенно открытой Богу, беззащитной, устремленной в Вечность. Лавки нечестных торговцев он опрокидывал, ради спасения заблудших шел в питейные заведения и тюрьмы. Далеко не сразу люди стали прислушиваться к словам святого, сначала его гнали, били и смеялись над ним. Постепенно слова и действия святого стали понятны людям. Они поняли, что по молитвам блаженного уходят беды, исцеляются болящие, тайное становится явным...

Поздравляем с днем памяти св. равноапостольной Ольги!

Св. Ольга родилась на погосте Выбуты Псковской области. Имя Ольга (Хельга – святая, освященная) варяжского происхождения. В юности отличалась необычайной красотой и благоразумием. Рано осталась вдовой после гибели мужа и правила до совершеннолетия сына Святослава. Летописи сообщают, что Ольга отомстила древлянам за смерть князя Игоря – погубила послов от древлян и сожгла их город. Академик Б.А. Рыбаков указывает, что убийство древлян в ладье и в бане скорее отсылает к обряду похорон князя Игоря. Знатных русичей хоронили в ладье, насыпали курган и сверху ставили домовину. Вероятно, на похоронах Игоря принесли человеческие жертвы. Л.Н. Гумилев говорит о том, что невозможно сжечь город, отпустив туда птиц с зажженными хвостами. Так можно уcтроить лесной пожар. Неточность неудивительна: летописи писали спустя 200 лет после этих событий, сказания и история сплелись воедино...          

Св. Ольга родилась на погосте Выбуты Псковской области. Имя Ольга (Хельга – святая, освященная) варяжского происхождения. В юности отличалась необычайной красотой и благоразумием. Рано осталась вдовой после гибели мужа и правила до совершеннолетия сына Святослава. Летописи сообщают, что Ольга отомстила древлянам за смерть князя Игоря – погубила послов от древлян и сожгла их город. Академик Б.А. Рыбаков указывает, что убийство древлян в ладье и в бане скорее отсылает к обряду похорон князя Игоря. Знатных русичей хоронили в ладье, насыпали курган и сверху ставили домовину. Вероятно, на похоронах Игоря принесли человеческие жертвы. Л.Н. Гумилев говорит о том, что невозможно сжечь город, отпустив туда птиц с зажженными хвостами. Так можно уcтроить лесной пожар. Неточность неудивительна: летописи писали спустя 200 лет после этих событий, сказания и история сплелись воедино...