ул. Октябрьская, д.3
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Коломенская епархия
Московской митрополии
Русской Православной церкви

Интервью

Секты и их истории
на постсоветском пространстве

Священник Дмитрий Березин

В сентябре 2020 года новостные каналы облетели кадры из Красноярского края: были задержаны организаторы секты «Церковь последнего завета», возглавляемой бывшим милиционером Сергеем Торопом. Задержанным предъявлены обвинения по факту незаконной деятельности религиозной организации и по подозрению в осуществлении в отношении людей психологического насилия - создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами (ч. 1 ст. 239 УК РФ), и причинении тяжкого вреда здоровью двух и более лиц.

В настоящее время на территории России действует несколько десятков сект самого различного характера. Одни из них афишируют свою деятельность, иные ведут подпольное существование. Помочь разобраться в сегодняшней ситуации и провести небольшой исторический экскурс мы попросили руководителя Миссионерского отдела Московской епархии священника Димитрия Березина.

- Здравствуйте, отец Димитрий! Для начала, наверное, стоит определиться с понятиями: что именно мы подразумеваем словом «секта»? И чем секты отличаются от обычных религиозных групп?

Здравствуйте. Изначально секта – это группа людей, отделившаяся от основного религиозного течения, и находящаяся в противостоянии ему, или наоборот, основное религиозное течение начинает противостоять секте.

Христианство тоже можно было назвать сектой по отношению к ветхозаветной религии, и оно тоже подвергалось гонениям, яркий пример тому Савл, будущий апостол Павел.

То есть само по себе отделение от религиозного течения ещё нельзя признать критическим или деструктивным, иногда оно бывает конструктивным.

Но дальше запускаются законы замкнутых сообществ: деградация учения из-за ограниченного количества участников, противопоставление своего сообщества другим или «материнским», ограниченный круг общения участников, информационные ограничения (нельзя или не приветствуются иные источники кроме сектантских), «борьба за власть и привилегии» в этом сообществе. И это обычно приводит секту к логическому концу. Как говорил Гамалиил: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться богопротивниками» (Деяния 5:38-39).

Мы знаем множество сект в истории, большинство из которых становились деструктивными учениями, как тысячу лет назад, так и в 21 веке. Конструктивных «сект» знаем значительно меньше.

Есть ли отдельные религиозные группы, которые не имеют деструктивной составляющей? Думаю, что да. Люди, искренне верующие, ищущие, могут обрести истину. Есть пример общины, о которой рассказывается в книге отца Питера Гиллквиста «Возвращение домой», которая будучи протестантской, целиком перешла в православие. Но это, скорее, хорошее исключение.

- То есть, секта характеризуется именно наличием деструктивного начала?

В современном понимании данного термина, «секта» - это деструктивное сообщество. И вряд ли я смогу вспомнить религиозные течения, отделившиеся от традиционных религий или возникшие синкретически и самостоятельно, которые не стали бы в итоге деструктивными.

Руководитель «Церкви последнего завета» Сергей Тороп (Виссарион), а также его сподвижники Вадим Редькин и Владимир Ведерников арестованы. Всем троим инкриминируется создание религиозного объединения, деятельность которого сопровождалась насилием над людьми.

Именно в силу замкнутости появляется деструктивное начало. Есть секты, которые не отделялись от основного учения, а создавались искусственно, например, сайентологи. Там создателем изначально был сформулирован тезис – если хочешь разбогатеть, создай свою религию. Или «бог кузя», уже вышедший из мест лишения свободы. Тот же Сергей Тороп, уже попавший в эти места, создал самостоятельную секту, лишь используя некоторые элементы христианского учения, и богохульно используя образ Иисуса Христа. «Учения от человеков» заканчиваются. Иисус Христос цитирует пророка Захарию: «поражу пастыря, и рассеются овцы». И большинство сект после исчезновения лидера распадаются либо вообще, либо на противоборствующие части.

- Вообще, почему адекватные, здравомыслящие люди пополняют ряды тоталитарных сект? Тот же Виссарион-Тороп, не имеющий ни религиозного, ни исторического образования – однако же сумел вовлечь в свою «Церковь последнего завета» внушительное количество людей.

В центре секты всегда стоит харизма лидера, который будет заражать идеей, вдохновлять людей. Некоторым людям нужен тот, кто будет за них решать всё, брать ответственность за их жизнь. В духовной жизни тоже – самостоятельно очень трудно двигаться, хочется, чтобы кто-то уверенно сказал, что делать.

С одной стороны, жертвами сект являются люди безвольные, кому нужен внешний руководитель, а с другой стороны – люди, вполне самостоятельные и разумные, но те, кто готов отдать ответственность за свою духовную жизнь тому, кто готов её взять. Духовно это выглядит примерно так: «я уверенный в себе человек, имею достаток и профессию, может быть, своё дело, а в духовной сфере тоже хочется как-то состояться, но на это нет времени, можно поручить специалистам, кто в этом разбирается». И «специалисты» находятся. Если говорить о православии, это – духовник, но даже духовник не должен быть духовным диктатором, не должен заграждать собой Бога.

В сектах духовный лидер (или управляющая организация) берёт на себя роль посредника, пророка и вершителя судеб. Он может вызывать симпатию, уважение, жалость или страх, но всегда остаётся центральной фигурой учения.

Ещё важной составляющей является религиозная безграмотность людей. Ведь исторически взаимоотношения Бога и человечества существовали, они записывались, потом исследовались. Были и попытки выдать какие- то свои или даже «надиктованные» сочинения за Божественное откровение. Это всё можно изучать и делать собственные выводы, в том числе о противоречивости тех или иных тезисов и учений, когда станет заметно, пытаются ли тобой манипулировать, является ли учение выдуманным и просто-напросто синкретичным, то есть грубо склеенным из разных других. Это является следствием того, что веру и религию вообще в какой-то момент вытеснили из общественной жизни, сделали маргинальной.

- Обратимся к истории. В прошлые века на Руси достаточно терпимо относились к инославным – католикам и протестантам, также к мусульманам и иным представителям традиционных конфессий. Вместе с тем в уголовном законодательстве существовали весьма жестокие статьи «О отвлечении и отступлении от веры», карающие за попытки переманить человека из Православия. Это было связано с наличием каких-то сектантских групп в те времена?

Миссионерская деятельность Церкви в прошлые века была направлена именно на борьбу с сектантством. Старообрядческий раскол породил множество деструктивных религиозных движений, возникновение протестантства на Западе тоже дало толчок к появлению новых движений, деятельность многих из них нельзя было назвать духовно полезной. Государство это понимало и ограничивало деятельность таких групп.

Прозелитская деятельность по прямому переманиванию верующих была запрещена, но она и сейчас не приветствуется, потому что провоцирует более широкие конфликты. Но это не исключает возможности сознательного перехода из одной веры в другую. Ежегодно только в Московской епархии в Православие принимается более 100 человек из различных религий и сект.

Сейчас свобода вероисповедания существует, но если религиозная группа действует деструктивно, и это доказывается в суде, её деятельность запрещается вплоть до признания экстремистской, и это хороший ответ на разгул сект в 1990-е.

- Перейдем к прошлому веку. Оставим за скобками советский период, когда любое проявление религиозной жизни было, в общем-то, наказуемо. Обратимся к не столь давним временам: кто не вспомнит пристающих на улицах «Свидетелей Иеговы», мормонов, псевдоиндуистов, буддистов, заполонивших улицы городов в девяностые годы. В чем была причина такого резкого всплеска сектантской активности?

Появилась духовная «свобода», дух вседозволенности коснулся и религиозной сферы. После полного запрета людей потянуло на «духовную экзотику». В этот период был всплеск интереса и к Православной Церкви, и храмы наполнялись людьми, широкомасштабное празднование 1000-летия Крещения Руси вызвало немалое удивление не только у государственных органов, но и у самих верующих. Но и полная открытость и бесконтрольность духовной сферы привела в Россию массу западных и восточных сект, уже имеющих опыт обработки людей. Можно вспомнить и визит Прабхупады в СССР в 1971 году. У многих людей есть стремление к «магическому» решению вопросов духовной жизни, чтобы всё чудесным образом получалось, как хочется. И секты обещали решение проблем под очень разными обёртками.

Визит Прабхупады в СССР. 1971 год

Христианское понимание духовной жизни как подчинение своей воли воле Божией, смирение, несение Креста, любовь к Богу и ближним - это тяжёлая ноша. В сектах есть множество «рецептов», как обойти эти сложности и якобы получить результат.

- Хорошо, можно объяснить и понять интерес русского человека к чему-то, напоминающему Православие хотя бы отдельными своими чертами – те же мормоны, например, или неопятидесятники. Но за счет чего привлекались адепты в совершенно экзотические для России секты – к мунитам, сайентологам, псевдоиндуистам?

Как я и говорил ранее: «духовная экзотика». Ведь любому человеку интересно попробовать ананас или папайю, питаться ими постоянно невозможно, а попробовать хочется. Думаю, так же происходит и с этими учениями – они поначалу кажутся уникальными и особенными на фоне остальных. А потом втягиваются, и либо замыкаются в своём сообществе, из которого всё сложнее бывает выйти, или же находят для себя возможность получения власти или финансового обогащения, «карьерного роста».

- Сегодня уже не встретишь бравых иеговистов, липнущих к прохожим на улицах и в метро. Да и кришнаитов, марширующих по Арбату тоже не заметно – современное законодательство достаточно четко определило где может вестись религиозная деятельность. Что же происходит с сектантами сегодня – ушли в подполье? И какие секты сегодня наиболее активны в нашей стране?

Да, жизнь показала, что государственные меры эффективнее увещаний, дискуссий и антисектантской деятельности. Действительно, сейчас многие секты сократили свою вербовочную деятельность.

Относительно организации «Свидетелей Иеговы», которая сейчас признана экстремистской, можно сказать следующее. Есть рядовые члены этой организации, их можно признать пострадавшими от её деятельности. Но есть и явные организаторы, которые, зная о том, что эта организация запрещена на территории Российской Федерации, всё равно руководствуются инструкциями головного офиса, собирают людей и продолжают вести свою деятельность. Да, сектанты ушли в подполье, но благодаря запретительным мерам, не могут активно пополнять свои ряды. И многие бывшие члены тоже постепенно разочаровываются в их деятельности из-за расследований в отношении руководителей в области финансовых манипуляций, педофилии и так далее.

Сейчас можно отметить самую низкую активность сект в России, в том числе на территории Подмосковья.

- Наверное, стоит заострить внимание на неоязычестве: под видом «возвращения к истокам» и «исторической реконструкции» продвигаются откровенно оккультные взгляды. Кто же такие неоязычники и в чем их опасность?

Да, неоязычество не имеет почти ничего общего с историческим язычеством. В основном это выдуманная современная псевдорелигия со своими обрядами и вероучением. Очень активно неоязычники используют псевдолингвистику, пытаясь из современных русских слов вывести какие-то якобы санскритские слова или найти в них «зашифрованный» смысл, разделяя на слоги. Как говорят сами бывшие неоязычники: «сколько язычников, столько и язычеств». Единых организаций неоязычников существует несколько, но ими их влияние не ограничивается. Кому-то просто нравится неоязычество как субкультура: топоры, сильные мужчины, шлемы, щиты и косички. Но настоящее язычество – это, прежде всего, жертвоприношение, кровь, а современные обряды обходят это. То есть древнее славянское язычество и современные его изводы очень мало связаны между собой.

Опасность заключается в идеологии: «я – центр мира, остальное можно как-то решить с богами или самостоятельно». Гордыня, возводимая в религиозную догму.

Неоязыческие батальоны типа «Азов» на Украине творили явные зверства, а неоязыческие группировки были активными участниками майдана. Под прикрытием здорового образа жизни насаждалась нацистская идеология. Язычество ведь происходит от слова «язык», что по-славянски означает «народ», то есть вера конкретного народа или народности, которая противопоставляется вере другого народа.

- В свое время Конрад Аденауэр призывал "делать политику руками религии". Современные сектантские движения в России могут быть использованы в политических целях?

В основном это так и происходит, не зря эти движения сейчас серьёзно ограничиваются на законодательном уровне. Связь некоторых сект с политическими движениями очевидна, использование их в политических целях тоже. Украина и «кровавый пастор» Турчинов, зарубежное руководство «Свидетелей Иеговы», мормоны и сайентологи, движение Фалуньгун.

- В газетах, на интернет-страницах встречается изрядное количество объявлений о «целительстве», экстрасенсорной и магической помощи, приворотах. Деятельность таких целителей сродни сектантской? И как к этому относится Церковь?

Церковь, естественно, относится отрицательно, обращение за такими услугами является грехом против Бога. Но парадоксально, что на законодательном уровне данная деятельность почти никак не регулируется. Я неоднократно на разных площадках предлагал идею хотя бы уравнять экстрасенсов, колдунов и так далее с религиозными группами и организациями, чтобы они хотя бы попали под действие законов о религиозных организациях – имели Устав, вероучение, несли ответственность, вели бухгалтерию. Или ввести лицензирование – пусть докажут качество и эффективность своих «услуг». Есть очень хороший фильм- расследование Бориса Соболева «Идущие к чёрту», где подробно описывается, как работают эти мошенники и чего стоят их якобы сверхспособности.

Это чёрный рынок с огромными деньгами и поломанными человеческими судьбами. И очень странно, что государство не решает эту проблему системно.

- Если человек уже попал в секту – как можно ему помочь её покинуть?

Первое правило по отношению к человеку, попавшему в секту, - не потерять с ним контакт. Не нужно насмехаться над его новой верой или единоверцами, спорить до хрипоты и так далее. Не надо читать нотации или цитировать учебник догматического богословия.

Отнеситесь с уважением, попросите рассказать о вероучении, точном названии организации или течения, его основателях, истории, источниках, попросите принести книги. Задайте уточняющие вопросы. Иногда этого бывает достаточно, чтобы человек сам засомневался в новом учении. Изучите истории бывших адептов, например, бывшие Свидетели Иеговы сделали целый портал «Некуда идти», где собраны свидетельства против этой организации, размещены книги и видео. Возможно, и у данного учения есть уже пострадавшие от него.

Но важно терпение – ваш близкий может находиться в эйфории, когда критика или логическое мышление ещё преждевременны, может находиться под влиянием законов закрытого сообщества, когда всё внешнее воспринимается как происки злых сил и так далее.

Можно порекомендовать ставшую уже классикой книгу Стивена Хассена «Освобождение от психологического насилия». Она будет полезна и тем, кто сам попал в секту, и близким людям, и тем, кто хочет точнее понять, в чём опасность и особенности сектантского мышления. Ведь даже под маской православия может скрываться или постепенно вырастать сектантское движение, как мы видим на примере бывшего схиигумена Сергия, а ныне просто Николая Васильевича Романова.

Эта книга есть в мобильном приложении «Православная библиотека» ( https://pravbiblioteka.ru ), где есть ещё более 2000 тысяч книг и более 300 аудиокниг для iOS и Android.

Так что не бойтесь изучать другие религии и секты и, конечно, свою веру, знание поможет вам уважительно и аргументированно дискутировать, и быть самим более стойкими в вере, уметь дать отчёт в своём уповании с кротостью и благоговением.

Беседовал Михаил Позвонков.

Возврат к списку