ул. Октябрьская
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Русский Патриархат. Московская епархия. Коломенское благочиние

Избранное житие

Авва Виссарион Египетский

19 июня Церковь молитвенно воспоминает память аввы Виссариона Египетского. Он жил в пустыне Египетской в V в., был постником, мистиком, молитвенником, без сна и пищи мог провести в созерцании 40 дней. Древние патерики сохранили следующие высказывания святого отца:
1.    Авва Виссарион всячески соблюдал себя от осуждения. Когда одному согрешившему брату священник повелел покинуть церковь, то и авва Виссарион вышел вместе с ним, говоря: «и я также грешник».
2.    Особой добродетелью аввы Виссариона было трезвение. Умирая, он сказал: «Монах должен быть, как херувимы и серафимы и весь око». Эти слова применимы к любому христианину, который обязан проводить свою жизнь в трезвении, особенно в наши дни, когда соблазны умножились многократно.
3.    Ученики старца знали его смирение. Когда к ним привели свирепого бесноватого, то они поняли, что авва по смирению не захочет исцелить больного. Тогда они посоветовались и решили: «старец заходит в церковь раньше всех. Посадим больного на его место, и когда авва Виссарион взойдет, мы станем на молитву, а ему скажем, чтобы он разбудил брата». Так и сделали. Когда старец сказал бесноватому: «Встань и выйди», то бес вышел из больного и тот выздоровел.
4.    Старец наставлял своих учеников  всегда вверять себя Промыслу Божию, уповать на Бога и жить по-евангельски, как птицы небесные, не заботясь о пище и питии. Однажды авва Дула, ученик аввы Виссариона, шел с ним вдоль морского берега и захотел пить. Он сказал: «авва! Мне очень хочется пить». Старец, сотворив молитву, говорит мне: «пей из моря». Вода сделалась сладкой и авва Дула напился. После этого он стал наполнять сосуд водой. Старец, увидев это, удивился и спросил: «для чего ты налил?». Тот ответил: «прости меня, как бы на пути мне снова не хотелось пить». Тогда старец ответил: «и здесь Бог, и везде Бог».  
5.    Авва Виссарион имел дар пророчества. Так рассказывал его ученик, авва Дула, что некогда он вошел в келью святого и нашел его стоящим на молитве, с простертыми к небу руками. Так он молился  14 дней, а потом пошел в пустыню, взяв с собой ученика. Там он встретился с аввой Иоанном и беседовали о духовной жизни. Авва Виссарион сказал о своем видении во время молитвы: «вышло повеление от Господа, чтобы разрушить храмы». Так и случилось, и храмы были разрушены.
6.    О молитве он сказал: «если ты беспечен, то молись как написано. Молись же со страхом и трепетом, трезвенно и бодрственно, – так должно молиться, особенно по причине злокозненных невидимых врагов, которые желают делать нам пакости».    

Память святых отцов Первого Вселенского Собора

В седьмое воскресение после Пасхи мы празднуем память святых отцов Первого Вселенского собора, который состоялся в 325 г. в г. Никея. Всего на собор собралось 318 участников. Участники в большинстве своем были воистину святые и праведные отцы, они обратились ко Христу и были веры Ему во времена страшных гонений. Среди участников было много исповедников веры, а гонения кончились незадолго до Собора благодаря царю Константину Великому. Он и собрал отцов, чтобы рассудить о новой ереси священника Ария, который учил, что Иисус Христос не Сын Божий, но просто самое совершенное творение Божие. Отрицая божество Господа, Арий тем самым разрушал основы христианской веры, лишал человека надежды на воскресение и обожение. Среди святых отцов Первого Никейского Собора были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифудский,  свт. Афанасий Великий, свт. Александр Александрийский, свт. Евстафий Антиохийский, свт. Макарий Иерусалимский, обретший Крест Господень и другие. Участники прибыли отовсюду – от Запада и Востока, из Рима и Крыма (из Керчи), из Скифии и Греции, Армении и Персии.  На соборе был утвержден Никейский Символ веры, который христиане поют во время Литургии. Церковь окончательно отмежевалась от иудаизма. Днем празднования и отдохновения утвердили воскресение, а не субботу, а также постановили  праздновать Пасху не с иудеями вместе, но по обычаю римской церкви. Пасху отныне празднуют в первое воскресение после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Было принято много важных постановлений, утверждено, что священники должны вступать в брак (несколько веков спустя этот правило отвергли католики). Постановления собора приняли все поместные церкви – Испании, Британии, Италии, Далмации, Дакии, Эллады, Ликии, Понта, Африки, Египта, Кипра и другие. Святые отцы молите Бога о нас!          

Преподобный Макарий Алтайский

31 мая мы молитвенно воспоминаем жизнь и подвиги преп. Макария Алтайского, духовного сына свт. Филарета Московского. Он родился в 1792 г. в г. Вязьма в семье священника. Мальчик обладал великолепными дарованиями, в 7 лет он уже свободно владел латинским языком, его сразу взяли в третий класс духовного училища. После окончании семинарии он был отправлен в Санкт-Петербургскую академию, которую возглавлял свт. Филарет (Дроздов) и сразу был зачислен на второй курс. Он знал немецкий, французский, древнееврейский, древнегреческий, латинский языки, имел обширные познания во многих областях, светских и духовных. Когда ему было 27 лет, он принял постриг с именем Макарий. Как монах он открывал свои помыслы свт. Филарету и без его совета ничего не делал. Вскоре его назначили ректором Костромской семинарии, потом он возглавил Костромской богоявленский монастырь. Вскоре он оставляет эти назначения и поступает под начало игум. Филарета (Данилевского) в Глинскую пустынь, услышав, что там возродилось старчество и монашеская жизнь. Так, ученый монах, который мог бы сделать блестящую карьеру, становится простым послушником...

Преподобный Феодор Освященный

29 мая день памяти преп. Феодора Освященного. Он жил в эпоху расцвета монашества в Египте, когда целые города превращались в иноческие обители, тысячи подвижников непрестанно возносили молитвы к Богу, а святость была не исключением, но живым примером. Даже в Библии есть пророчество: «Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопия предварит руку свою к Богу» (Пс. 67, 37). Так воспел Египет царь Давид, провидя его обращение к Богу. Преп. Феодор в своей жизни явил пример полного отказа от властолюбия, от страсти доминировать над ближним. Он родился от благочестивых и богатых родителей, получил прекрасное образование. Но сердце юного отрока было далеко от утешений мира сего. Когда ему было 12 лет, он видел приготовления к празднику Богоявления в доме родителей и убоялся, что не получит Царствия Небесного, поскольку живет в утешении и сытости. Тогда он начал постнический подвиг, а в возрасте 14 лет покинул отчий дом и ушел в Латопольский монастырь. Услышав о преп. Пахомии Великом, он загорелся желанием увидеть святого, и отправился в Тавенниси, на правый берег реки Нил (примерно 575 км. от современного Каира). Там преп. Пахомий основал первый общежительный монастырь...

Преподобный Варлаам Серпуховской

18 мая память преп. Врлаама Серпуховского, основателя и строителя Введенского Владычнего монастыря. О нем сохранилось мало сведений, но известно, что он был келейником свт. Алексия Московского, духовника благ. князя Дмитрия Донского. Летопись сообщает, что свт. Алексий очень любил преп. Варлаама, потому что тот обладал даром страха Божия и ходил перед Богом с благоговением. Рядом со свт. Алексием всегда был его верный помощник преп. Варлаам. Он был свидетелем всех судьбоносных событий того времени, когда Московская Русь только возвышалась, возглавив борьбу против Золотой Орды. Преп. Варлаам сопровождал свт. Алексия во время всех его поездок, в том числе и в Золотую Орду и во время двухлетнего пребывания в Киеве. В 1360 г., когда свт. Алексий читал иноческое правило, его келию озарил великий свет и был от иконы Божией Матери глас: «Подобает тебе монастырь поставить имени Моему». Святитель стал усерднее молиться Божией Матери, чтобы Та указала ему, где надлежит быть монастырю и получил откровение о том, что  следует построить монастырь в Серпухове. Туда и послал свт. Алексий своего келейника, как мужа духовно опытного. Когда преп. Варлаам пришел в Серпухов, он получил откровение о том, какое именно место избрать для монастыря и начал там строительство. Преп. Варлаам был строителем и игуменом монастыря 15 лет, а когда приблизился к кончине, позвал свт. Алексия, простился с ним и поведал ему о своих видениях. Он был мистиком и тайнозрителем Божественного Света. Получив откровение о своей кончине, он завещал похоронить себя у церковной паперти, чтобы быть всегда рядом с церковью, которую строил. В 1377 г. свт. Алексий распорядился написать для Серпуховского монастыря икону «Введение Богородицы во Святая Святых», в которой изображено видение преп. Варлаама, записанное накануне смерти. Преп. Варлаам имел общение с преп. Сергием Радонежским, который посещал Серпухов по приглашению князя Владимира Андреевича. Сразу после кончины братия и жители города стали почитать место погребения преподобного. В наше время мощи его под спудом, рядом с церковью. Над местом упокоения воздвигли деревянную часовню. По молитвам преподобного совершаются многие чудеса и исцеления. Сестры Владычнего монастыря ведут записи о чудесной помощи святого, тщательно проверяя достоверность каждого случая. Преподобне отче Варлааме моли Бога о нас!

Преподобный Феодосий Печерский

24 января память преп. Феодосия общих житий начальника. Святой родился около 424 г. в Каппадокии (ныне Турция), с юности был чтецом и певчим при храме, горячо молился о том, чтобы Господь открыл ему путь спасения. В 451 г. он отправился в Иерусалим, по дороге был у преп. Симеона Столпника, с которым беседовал и получил благословение. На Святой земле он стал учеником преп. Лонгина Столпника, который благословил его поселиться при храме, на полпути к Вифлеему. К преп. Феодосию стали стекаться ищущие наставления, и тот, тяготясь молвою, удалился в пещеру, в которой, по преданию, останавливались волхвы. Там он подвизался около 30 лет, питаясь только финиками, кореньями и травами. У него появились ученики, пещера не вмещала всех, кто приходил к нему на послушание. Тогда преподобный ушел в пустыню. На месте, которое указал ему Господь, он основал первый общежительный монастырь, взяв на руководство устав свт. Василия Великого. Это было время, когда монастырский образ жизни еще не был в обычаи, подвижники жили по одному или по нескольку человек. Общежительный устав устанавливал, по примеру первоапостольской церкви, общую собственность. Иноки трудились, помогая друг другу, так что старые и немощные могли тоже совершить иноческий подвиг. Лавра преп. Феодосия стала очень известна, при его жизни там подвизалось более 700 иноков...

Святитель Григория Нисский

23 января - память святителя Григория Нисского.
Святой Григорий Нисский был младшим братом святого Василия Великого. Год рождения его остается неизвестным. При своих природных дарованиях и прилежании в изучении наук святой Григорий с успехом изучил риторику и философию, и готовил себя к званию светского оратора. Но Бог судил иначе, и в самой душе Григория, более склонного в то время к светским занятиям и к изучению светских наук, вскоре произошла перемена. Однажды в имении его матери предположено было совершить празднество в честь перенесения мощей сорока мучеников. Позван был на это семейное торжество и Григорий, обучавшийся тогда в Кесарии. Недовольный тем, что он оторван от своих занятий, и что празднество не было отложено до другого, более благоприятного времени, Григорий равнодушно, без внимания, слушал песнопения богослужения, происходившего в саду и длившегося всю ночь, и наконец удалившись в одну из своих беседок, лег спать. И вот во сне он видит, что хочет войти в сад, но какие-то светоносные воины не пропускают его, и только благодаря заступничеству одного из них ему удается избежать наказания. Это устрашающее сновидение произвело на Григория сильное впечатление, и он, оставив мирские занятия и науки, обратился к чтению священных и душеспасительных книг...

Святитель Филипп Московский чудотворец

22 января -память свт. Филиппа Московского чудотворца

В Московском кремле,  у южных дверей Успенского собора, рядом с алтарем, стоит рака святителя Московского Филиппа. Он был великим церковным, общественным и государственным деятелем, строителем Соловецкой обители, который принял мученическую кончину в Твери. Он происходил из знатного рода Колычевых, часто бывал при дворе, где еще отроком познакомился с будущим царем Иоанном Грозным. Рано начал военную службу, но оставил ее, и в одежде простолюдина удалился в Соловецкую обитель, где работал на трудовых послушаниях. Вскоре он был поставлен в игумена, поскольку его добродетели, знание священного писания, благородство и управленческие таланты открылись многим.  Он реформировал жизнь монастыря, написал новый устав, воздвиг два собора, больницу, учредил скиты, осушил болота, соединив два озера каналами. Соловецкая обитель, какую мы знаем сегодня – это дело свт. Филиппа, который превратил ее в неприступную крепость, русский оплот на севере. Об этом узнали и при дворе, вызвав в Москву игумена Филиппа. Там он узнал, что назначен митрополитом Московским. Со слезами он безуспешно умолял царя Иоанна позволить ему вернуться в обитель. Так начался его мученическое служение. Его избрание совпало со вторым периодом царствования Иоанна Грозного. Если в первый период царь прославился как великий строитель земли русской, благочестивый государь и молитвенник, то после смерти первой супруги его разум помрачился, начался период опричнины и беззакония...        

Преподобный Паисий Угличский

21 января память преп. Паисия Угличского. Раньше на Руси после Господских, двунадесятых и великих праздников отмечали, в первую очередь, память русских святых,  св. князей, многих церковных и общественных событий. Пели пространные стихиры, читали жития и похвальные слова. Так прихожане учились любить свою родную землю, узнавали историю и культуру свое страны. Когда Россия встала на путь европеизации в эпоху Петра I, этот обычай отменили, а многие стихиры упразднили. Теперь в церковных календарях, в первую очередь, стоит память «вселенских» святых, древних мучеников и греческих святых 5-14 вв. Собор 1917-1918 гг., избравший Патриарха, намеревался вернуть все благие и полезные установления старины, но вскоре последовали страшные гонения безбожников. Но мы можем и сами вспоминать память русских подвижников! Так, сегодня церковь отмечает день память преп. Паисия Угличского. Он был племянником преп. Макария Калязинского, остался сиротой в 10 лет и стал жить в его монастыре. Он всей душой возлюбил иноческое житие и упрашивал своего дядю облечь его в иноческие одежды...

Преподобная Женевьева Парижская

9 марта 2017 г. постановлением Священного Синода Русской православной церкви в месяцеслов были внесены имена 16 святых, которые подвизались на Западе до раскола православной и католической церкви. 16 января память преп. Женевьевы (Геновефы) Парижской. Св. Женевьева – символ христианской Франции. Она родилась в 423 г. и происходила из знатного галло-германского рода. Родители святой Север и Герония были христиане, они владели земельным участком и занимались скотоводством.  Когда ей было 9 лет, то в город прибыли епископы св. Герман и св. Лупп, которые направлялись в Британию для борьбы с ересью Пелагия. Они беседовали с девочкой, и та сказала, что желает посвятить свою жизнь Христу. В знак обручения святой Богу, епископ подарил ей медную римскую монету с монограммой Христа. С этого времени Женевьева старалась молиться и усердно посещать церковь...

Священномученик Фаддей Тверской

31 декабря Православная церковь празднует день памяти священномученика Фаддея (Успенского) Тверского. Он родился в семье священника в 1872 г., его дед Иван был молитвенником, которого почитали в семье. Из всех десяти детей дед выделял именно Ивана (будущего святителя), называя его архиереем. Он закончил Московскую духовную академию, принял монашество и был назначен преподавателем Смоленской семинарии. В это время вел дневник, в котором описывал свою духовную жизнь и зорко отмечал моменты ослабления духовного горения к Богу и оплакивал себя. Известны его работы того времени: «Записки по дидактике», «Иегова», множество проповедей. В 1908 г. он стал епископом, но продолжил подвижническую жизнь: строго постился, молился, был кротким и внимательным. Он взял на себя подвиг нестяжания и отказался от всех вещей кроме одежды. После революции его несколько раз арестовывали, так в 1922 г. он попал во Владимирскую тюрьму вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым). Митрополит вспоминал: «Страшная тюремная обстановка подействовала на меня удручающе…Владыка Фаддей напротив, был спокоен. Как-то ночью, владыка взял меня за руку и сказал: «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души». Митрополит почувствовал, что от свт. Фаддея к нему идет огненный поток, он утешился и был спокоен душой. В тюрьме открылся и его дар прозорливости: свт. Фаддей иногда оставлял небольшую часть передачи, прятал ее под подушку, но не для себя, а для тех священнослужителей, которые должны были поступить в тюрьму именно в тот день. Сохранились известия о том, что уголовники бросили его под нары, но там ему было видение Фаворского Света. После ссылки он поехал в Астрахань, где его встретила новая паства и с удивлением обнаружила, что у архиерея не было никакого багажа, только одежда и небольшая сумка с кружкой и немного еды. Когда прихожане дарили ему одежду, он раздавал ее нищим. Патриарх Тихон назвал его «святым человеком», зная его крайний аскетизм, советовал беречь владыку, который совершенно пренебрегал своим здоровьем.  Последним местом служения свт. Фаддея стал г. Тверь. Там к нему обращались как к прозорливому старцу, порой и с житейскими вопросами.  В 1937 г. его очередной раз арестовали. Сотрудники НКВД начали обыск, но были поражены тем, что вещей в доме практически нет. «На что же вы живете?», спросили они. «Мы живем подаянием», ответил владыка. Владыка был казнен 31 декабря 1937 г., сохранились известия, что его утопили в яме с нечистотами. Честные мощи святителя были обретены в 1993 г., ныне они почивают в кафедральном соборе г. Твери.        

Житие преподобного Силуана Афонского

24 сентября церковь отмечает день памяти преп. Силуана Афонского. Он родился в 1866 г. в с. Шовское Тамбовской области в крестьянской семье и был наречен Степаном. В юности он отличался невероятной силой, был работящий, доброго нрава, но душа его постоянно искала большего, стремилась к Богу. Сама Богородица во сне явилась ему и кротко упрекнула в том, что он проводит свою жизнь так, что печалит Ее душу. Потрясенный Степан принимает твердое решение уйти в монастырь. Отслужив в армии, он заехал за благословением к прав. Иоанну Кронштадскому. Молитву праведного он ощутил сразу, под его ногами загудело адское пламя, он приобрел память смертную. Приехав на Афон, Степан был послан на монастырскую мельницу. Здесь он проходил послушание, почти не спал, постоянно молился со слезами, удостоился видеть явившегося ему Иисуса Христа, получил дар непрестанной молитвы.

Преподобный. Макарий, старец Оптинский

20 сентября Церковь отмечает день памяти преп. Макария, старца Оптинского. В начале XIX в. в России было возрождено старчество и духовное делание, утраченное в начале XVIII в. У истоков возрождения стоял старец Макарий Оптинский. В миру его звали Михаил Николаевич Иванов, он происходил из дворян Орловской губернии. После кончины родителей он поселился в имении, оставив службу в финансовом ведомстве.

Святитель Тихон Задонский

Святитель Тихон Задонский родился в 1724 г. в семье бедного церковного причетника Валдайского уезда и был назван Тимофеем. Вскоре отец умер, а шестеро детей остались на попечение матери. Семья жила в такой бедности, что не хватало на еду. Тимофей с детства работал на огородах, чтобы прокормиться. После окончания Новгородского духовного училища он поступил в семинарию в числе лучших учеников. Получая в семинарии хлеб и кипяток, Тимофей продавал половину скудной еды, чтобы купить свечи и читать по ночам. В семинарии над ним смеялись, дети состоятельных родителей находили его стоптанные лапти и махали ими, изображая кадило со словами «Величаем тя, святителю!». Отрок все переносил терпеливо и кротко, так что злые насмешки по промыслу Божию стали пророчеством. Еще студентом он стал преподавать в семинарии греческий язык, риторику и философию. Однажды ночью он пережил Божие посещение, как сам он описывал: «Вдруг разверзлись небеса и увидел я такой свет, что бренным
языком сказать и умом объять нельзя…

Святитель Митрофан Воронежский

20 августа церковь празднует обретение мощей свт. Митрофана Воронежского. Он родился в 1623 г., до 40 лет он жил в миру, служил приходским священником, имел сына. Овдовев, решил посвятить свою жизнь Богу и принял постриг в Золотниковской пустыни Шуйской епархии. Он полагал, что окончит свои дни в этой обители, в посте и молитве. Но на нем исполнились слова Евангелия о том, что невозможно скрыть светильник под спудом. Его подвижническая жизнь стала известна, и по просьбе братии его ставят игуменом Яхромского монастыря. Свт. Митрофан 10 лет трудился в обители, построил каменный храм, упорядочил иноческую жизнь. Слава о деятельном и благочестивом старце достигла столицы. Его ставят игуменом известного Унженского монастыря, которому покровительствовала царская династия Романовых. Он благоустроил и эту обитель, построил в ней каменный храм. В 1682 его ставят во епископа Воронежского. Добрый пастырь вдвое увеличил количество храмов в епархии, открыл новые монастыри и школы. Он деятельно заботился о священниках, был покровителем вдов, сирот, неимущих. Сам царь Петр I почитал святителя и прислушивался к его советам. В своем завещании святитель  написал, что у него нет денег на помин души, поскольку не имел никаких личных средств и со смирением просил поминать его. В завещании он писал: «употреби труд, храни мерность: богат будеши; воздержно пий, мало яждь: здрав будеши; твори благо, бегай злаго: спасен будеши… Да пребывают же вси православные христиане в прародительном своем благочестии, … в чистоте, в воздержании же, и святости и покаянии».  Приняв перед смертью схиму, свт. Митрофан почил в 1703 г. Гроб святителя нес лично царь Петр I. Два века народ благоговейно почитал святителя. В советское время для борьбы с этим почитанием власти забрали мощи в музей и возвратили их только в 1989 г. Святителю Митрофану молятся об устроении дел, о работе, о семейной жизни и воспитании детей.          

Житие Христа ради юродивого Василия

Христа ради юродивый Василий родился в декабре 1468 г. Его родители Анна и Яков долго не имели детей, пребывая в молитвах к Богу о даровании чада. Анна пришла в храм с молитвой о благополучном разрешением от бремени и родила младенца на паперти храма. Теперь на месте того старого храма –  Елоховский собор. Так, в суровые морозы, рядом с церковью, среди народа началась необычная жизнь этого святого. До 16 лет он проходил обучение в сапожной мастерской у мастера, но его душа не принадлежала видимому миру. Однажды к сапожнику пришел купец и заказал несколько пар новых сапог. Василий сначала посмеялся, а потом прослезился и сказал, что купец вскоре умрет. Так и случилось. В 16 лет, что было возрастом возмужания на Руси, он ушел из Елохова в Москву и стал юродствовать. Он был молчалив, днем обычно ходил среди многолюдной толпы, на площадях и между торговых рядов, ночью молился на паперти. Его одежда истрепалась, нагое тело Василия едва прикрывали лохмотья. В то время зимы были невероятно суровыми, но блаженного согревала благодать Святого Духа. Умом он постоянно пребывал в молитве. Обнаженность св. Василия была образом его души – совершенно открытой Богу, беззащитной, устремленной в Вечность. Лавки нечестных торговцев он опрокидывал, ради спасения заблудших шел в питейные заведения и тюрьмы. Далеко не сразу люди стали прислушиваться к словам святого, сначала его гнали, били и смеялись над ним. Постепенно слова и действия святого стали понятны людям. Они поняли, что по молитвам блаженного уходят беды, исцеляются болящие, тайное становится явным...

Поздравляем с днем памяти св. равноапостольной Ольги!

Св. Ольга родилась на погосте Выбуты Псковской области. Имя Ольга (Хельга – святая, освященная) варяжского происхождения. В юности отличалась необычайной красотой и благоразумием. Рано осталась вдовой после гибели мужа и правила до совершеннолетия сына Святослава. Летописи сообщают, что Ольга отомстила древлянам за смерть князя Игоря – погубила послов от древлян и сожгла их город. Академик Б.А. Рыбаков указывает, что убийство древлян в ладье и в бане скорее отсылает к обряду похорон князя Игоря. Знатных русичей хоронили в ладье, насыпали курган и сверху ставили домовину. Вероятно, на похоронах Игоря принесли человеческие жертвы. Л.Н. Гумилев говорит о том, что невозможно сжечь город, отпустив туда птиц с зажженными хвостами. Так можно уcтроить лесной пожар. Неточность неудивительна: летописи писали спустя 200 лет после этих событий, сказания и история сплелись воедино...          

Св. Ольга родилась на погосте Выбуты Псковской области. Имя Ольга (Хельга – святая, освященная) варяжского происхождения. В юности отличалась необычайной красотой и благоразумием. Рано осталась вдовой после гибели мужа и правила до совершеннолетия сына Святослава. Летописи сообщают, что Ольга отомстила древлянам за смерть князя Игоря – погубила послов от древлян и сожгла их город. Академик Б.А. Рыбаков указывает, что убийство древлян в ладье и в бане скорее отсылает к обряду похорон князя Игоря. Знатных русичей хоронили в ладье, насыпали курган и сверху ставили домовину. Вероятно, на похоронах Игоря принесли человеческие жертвы. Л.Н. Гумилев говорит о том, что невозможно сжечь город, отпустив туда птиц с зажженными хвостами. Так можно уcтроить лесной пожар. Неточность неудивительна: летописи писали спустя 200 лет после этих событий, сказания и история сплелись воедино...