ул. Октябрьская
тел./факс: +7(496) 613-9993
E-mail: hram1891@mail.ru

ул. Октябрьская тел./факс: +7(496) 613-9993 E-mail: hram1891@mail.ru

Русский Патриархат. Московская епархия. Коломенское благочиние

Избранное житие

Великомученица Екатерина

7 декабря церковь празднует память св. влкм. Екатерины. В переводе ее означает «всегда чистая». Она родилась она около 287 г. в Александрии, столичном городе в дельте Нила, знаменитом своим стодесяметровым маяком, библиотекой, громадными языческими храмами, школами неоплатоников и других философов. На поверхности было пышное великолепие языческого мира, а внизу, под землей – христианские катакомбы. Многие современные исследователи думают, что имя Екатерина было дано ей нарицательно, а подлинное имя святой – Гипатия Александрийская, знаменитая красавица, математик, астроном, которая возглавляла школу философии при Мусейоне. Эту школу философии посещали как язычники, так и христиане, ее закончил в свое время еп. Синесий, правитель Лидии Гесихий и другие известные лица. Историк Сократ Схоластик оставил такое свидетельство о ней: Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей». Житие святой было составлено ее стенографом и слугой, известия о ее мученическом подвиге – Симеоном Метафрастом. После обращения в христианство она предстала пред правителем Максимилианом и свидетельствовала истину, так что обратила его супругу Августу и множество других людей, в том числе и 50 философов, которых вызвали для диспута. Она претерпела страшные муки, а ее святое тело после смерти исчезло. По преданию, ее мощи были перенесены ангелами на гору Синай, где их взяли монахи и с честью положили в раку. На руке святой было кольцо, которое по преданию ей дал в знак обручения Сам Господь Иисус Христос. Святой молятся об обретении супруга или супруги, о даровании мудрости, об успешной учебе, о мужестве и терпении в скорбях.      

Житие свт. Нектария Эгинского

Из воспоминаний Александра Огородникова, который организовал в 1974 г. христианский семинар, на котором изучали философию и богословие. За это его посадили при советской власти на 9 лет: «В зоне я вел себя абсолютно так же, как и на свободе. Я никогда не подстраивался под зэков, никогда не говорил им никаких «комплиментов». Я был со всеми абсолютно искренним, спокойным, и, как потом оказалось, это была единственно правильная тактика. Нас выводят, раздается команда: «Сидеть! Сидеть! Сидеть!» И очереди автоматные поверх голов... Тем не менее я остаюсь стоять. Дальше: нас, зеков, вталкивают в автозак, везут в Хабаровскую тюрьму. Это были буквально мои «первые шаги» в тюрьме, скажем так. Потом меня долго держат в «отстойнике», долго ведут по каким-то коридорам, наконец открывают дверь камеры и заталкивают меня туда. Дверь за мной закрывается...Я вхожу: передо мной камера, где находится примерно человек 40 зэков. Все полуобнаженные, в камере жарко, народу много, очень тесно... Видно, что большинство из зэков – настоящие «качки». Я вхожу и говорю: «Мир вам!» Их это приветствие сразу насторожило, потому что до этого было им абсолютно неизвестно. Кроме того, напомню: я был пока еще в цивильной одежде. На шконке в камере сидел так называемый «главшпан». И говорит: «Знаешь, у нас скоро освобождаются ребята, им нечего надеть, так что снимай с себя одежду и переодевайся!» И бросает мне какие-то тряпки и я ему отвечаю: «Я могу поделиться одеждой с кем-то, кто действительно в этом нуждается (если это вправду так), но сделаю я это сам!» Конечно же, этим ответом я сразу бросил вызов всей камере. Такое не прощается. И тогда мне говорят: «Все, спать будешь около параши!» И все зеки, вижу, объединяются, чтобы вместе кинуться на меня. Я думаю так: ну, могу ли я с ними драться вообще? Ведь я же христианин! И тут я, впервые за все время пребывания в камере, вспоминаю о Боге. И как-то «из глубины» спрашиваю мысленно: «Господи, что же мне делать?!» Как только я это в себе произнес, второй по значимости «шпан» в этой камере говорит: «Слушай, земляк! Ты вот сейчас, входя в камеру, сказал: ‟Мир вам. А ты что, верующий?» – «Да, я исповедую веру в Господа нашего Иисуса Христа!» И тут он вдруг говорит: «Видишь эту зону? Нас собрали со всего края с тем, чтобы нас сломать. Нас изолировали от всего: здесь нет ни ‟грева” (то есть наркотиков), ни курева, ничего. Вот, мы уже две недели не курили, у нас даже уши опухли без курева! Нас ломают здесь, мы в полной изоляции. Но если ты действительно верующий, то ведь в тюрьме надо отвечать за свои слова. Итак, если ты верующий, то попроси у своего Бога, чтобы Он дал нам покурить!» И тогда я вдруг говорю им: «Этот Господь Бог и явит вам сейчас это чудо! Он совершит это ради вас, чтобы вы поняли, что вы – не брошены, что вы не одни, вы нужны Ему! Он болеет за вас!»... Почему-то я не боясь, прохожу в центр камеры и начинаю доставать свою икону. И она прошла со мной все тюремные «шмоны», потому что никак не прощупывалась. Один шпаненок из заключенных начал жечь перед ней спички, как бы символизируя свечу, а я, смотря на икону, говорю: «Слушайте молитву! Те, кто может, повторяйте ее, а кто не может – просто слушайте!» И еще сказал: «Кстати, ко Господу Богу мы обращаемся стоя. Поэтому встаньте, братья!..». Кто-то из зэков заерзал, не соглашаясь, но тогда я обратился к «главшпану»: «Если мы действительно хотим, чтобы Господь нас услышал, мы должны явить свое почтение к Нему». И тот знаком велел всем встать... Конечно, все абсолютно уверены, что я «провалюсь», и уж тогда надо мной вдоволь поиздеваются, потому что за свое слово надо держать ответ. И я начинаю читать молитву... И вдруг на каком-то этапе чтения (сначала я прочел общую молитву, а потом начал некую импровизацию) я слышу, что мой голос раздается как бы откуда-то сверху. Сначала я подумал, что это камера резонирует. Но, знаете, кожей спины я физически вдруг начинаю ощущать, как меняется атмосфера в камере! Меняется!.. Они стояли в полной тишине – и не просто в тишине, в благоговейной тишине! И, не желая нарушить эти тишину, я даю им знак: «Садитесь!» И в этот же момент, когда они стали садиться, вдруг открывается окошечко в камере, и к нам влетают два блока «Беломорканала»!.. Самые уважаемые у зэков. И тогда вся камера, как одно существо, одним дыханием произносит: «Есть Бог!».

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Праздник был установлен в глубокой древности, на Лаодикийском соборе в 360 г. Тогда Святые отцы осудили поклонение ангелам и архангелам как богам, но почтили Небесные силы особым празднованием, установив его в девятый месяц (в тогдашнем летоисчислении ноябрь был девятым месяцем года). Это сделали в честь девяти ангельских сил, поскольку из Писания и церковного Предания известно, что Небесные Силы разделяются на девять чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господствия, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Архангел Михаил, низринувший возгордившегося диавола с Неба, поставлен над всем войском Небесных Сил. Свт. Филарет Московский так говорит о силах ангельских: «Как в видимых своих явлениях святые Ангелы нередко принимаемы были человеками за подобных человеков, так легко случиться может, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные естественные действия. Не случается ли, например, что, среди недоумения или некоего бездействия ума, вдруг, как молния, просиявает чистая, святая и спасительная мысль; что в обуреваемом или хладном сердце мгновенно водворяется тишина, или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то сии внутренние явления души нашей не свидетельствуют ли о присутствии Небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи свои в наш ум и искры в наше сердце? Не суть ли это действия Ангелов, по изречению Пророка Захарии, глаголющих в нас? Как достойно сожаления, если мы не примечаем сей Ангельской помощи! Ибо, не примечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными, не приготовляем себя к другим подобным посещениям и таким образом даже удаляем от себя хранителей наших». Сщм. Фаддей (Успенский) говорит: «А в нашей жизни как непрестанны и превосходны действия Ангелов! Ведь они постоянно желают проникнуть (1 Пет. 1, 12) в тайну нашего спасения, они, как хранители, окружают каждого из «малых сих», они радуются о каждом грешнике кающемся более, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии; для них Господь устрояет трапезу духовного веселия (Лк. 15, 6-7, 23, 32), как для друзей Своих ближних, когда кто-либо из людей, подобно блудному сыну в притче, мертв был и ожил, пропадал и нашелся. Из них Господь хочет составить единую с нами Церковь – земную и небесную, сделать нас друзьями и сожителями Ангелов. Для этого Он и сошел на землю, чтобы взять на рамо Свою заблудившуюся овцу – человеческий род и соединить ее с Ангелами, восполняя людьми лики Ангелов, отпадших вместе с сатаною. Будем же чаще и усиленнее призывать себе на помощь Ангелов, чтобы общением с ними облегчился дух наш от отягчающих и влекущих долу страстей плотских, чтобы легче влеклось подобное к подобному – на высоту».  
Святый архистратиже Божий Михаиле со всеми Небесными Силами моли Бога о нас!
Тропарь празднику, гл. 2: Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы, недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы Вышних сил.
Кондак, гл. 2: Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы, Ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите и велию милость, яко Безплотных Архистратизи.

Преподобный Иоанникий Великий

Преп. Иоаникий великий родился в вифинской деревне Марикату в крестьянской семье. Его родовое имя было Воила, что говорит в пользу его славянского (болгарского) происхождения. В детстве он пас овец, а на пастбище мог целый день пребывать в молитве, оградив стадо крестным знамением, и овцы не разбегались. Достигнув совершеннолетия, он служил в армии, куда император Лев IV собирал по всей империи лучших юношей, самых крепких и высоких. Его определили в императорский полк, куда попадали отборные, самые лучшие воины. На службе он провел 6 лет и проявил себя храбрым воином, получил награды от Императора и мог продолжить военную карьеру, но выбрал служение Богу. Он удалился на малоазийский Олимп (сейчас – гора Улудаг, Турция), где подвизался до глубокой старости более 50 лет. Тогда на горе было около 28 монастырей. Настоятелем одного из монастырей позже был Мефодий Моравский, просветитель славян, тут подвизался преп. Федор Студит. Сейчас гора – одно из трех наиболее почитаемых святых мест православной Эллады. Времена были неспокойные – иконоборческая ересь потрясала Церковь, поэтому святой время от времени выходил в мир ради укрепления православия, или чтобы укрыться от врагов (одно время за его поимку была даже объявлена награда). Он стяжал от Бога обильный дар чудотворений, исцелял болезни, изгонял бесов, укрощал диких зверей, ходил по воде, как по суше, знал будущее. Он отличался великим смирением и кротостью, хотя имел внешность богатыря, человека могучего телосложения и огромной телесной крепости. Его молитвенное правило включало чтение Псалтыри, а после прочтения псалмов он говорил молитву, которая вошла в вечернее правило православных христиан: «Упование мое Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святый». Он мирно упокоился в возрасте 94 лет в 846 г. Его честная глава находится в монастыре близ г. Дельфа (Греция).    
На фото: 1. икона преп. Иоаникия, 2. гора Удалаг, 3. монастырь близ г. Дельфа, где хранится честная глава преп. Иоаникия Великого.

День памяти иконы Божией Матери Шуйская-Смоленская

15 ноября – память иконы Божией Матери Шуйская-Смоленская. Когда-то город Шуя был одним из самых известных городов в России, но его слава померкла после революции. Город был вотчиной князей Шуйских, получивших свою фамилию от названия города. Последний русский царь из рода Рюриковичей – Василий Шуйский -  часто бывал в городе и охотился в окрестных лесах. Чудотворная икона была явлена в 1654-1655 гг., когда в городе свирепствовала чума. Это была одна из самых страшных в истории эпидемий, которая распространилась по всей центральной России. Прихожане Воскресенского храма поручили благочестивому иконописцу Герасиму Тихоновичу Иконникову написать образ Смоленской иконы Божией Матери. Целую неделю прихожане пребывали в посте и молитве. Когда икона была написана, ее перенесли в церковь. Икону размером 110,7х88,7 см поместили в местном ряду слева от царских врат иконостаса. С этого времени моровая язва начала утихать, сначала среди прихожан Воскресенского храма, потом во всем городе. От иконы совершалось много чудесных исцелений. Необычность иконографии связана с первым чудом от иконы: несколько раз, когда иконописец пытался сделать изображение Богоматери Смоленской согласно иконописному подлиннику, чудесным образом изменялось положение рук и ног младенца Христа. Не осмеливаясь более исправлять образ, он счёл это проявлением Промысла Божия, и сообщил о случившемся начальству и горожанам. По указу царя Алексея Михайловича от 21 июля 1667 г. и благословению патриарха Иоасафа, в Шую была направлена комиссия, чтобы  установить подлинность чудес. Достоверность сообщений была подтверждена и описана, а икона получила название «Смоленская-Шуйская». С этой иконой и Воскресенским храмом г. Шуи связано начало безбожных гонений на церковь в 20 в. Когда в марте 1922 г. безбожники попытались изъять икону и ценные вещи из собора, народ оказал сопротивление, начался стихийный бунт, в котором участвовало несколько тысяч человек, войска применили оружие. Эти события вошли в историю как «Шуйское дело». Икону изъяли, с тех пор ее местонахождение неизвестно. Церковное возрождение города Шуи началось в начале 1990 г., в настоящее время в Шуе 32 храма, при населении в 58 тыс. человек. Это один из самых «церковных» городов России. Чтимый список Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери находится в Воскресенском соборе г. Шуи.    

Праздник Казанской иконы Божией Матери

Поздравляем всех православных христиан с праздником Казанской иконы Божией Матери! Празднование 4 ноября было установлено после победы русских войск над захватчиками в Смутное время. Икона сопровождала народное ополчение, когда в 1611 г. русские дружины двинулись освобождать Москву от польско-литовских захватчиков. После победы на Красной площади отстроили Казанский собор (взорван безбожникам в 1936 г., восстановлен в 1991 г.). В Казанском соборе хранился чтимый список Казанской иконы. Это один из самых известных и почитаемых, и, одновременно – таинственных образов. Одни считают, что подлинный (или, по-церковному – явленный) образ до сих пор находится в Казани, другие говорят о том, что он утерян. До революции до 70 % дохода городу Казани приносили паломники. Польстившись на деньги, икону украл вор Стоян Чайкин. В ночь с 28 на 29 июня 1904 г. он проник в Казанский Богородичный монастырь, связал сторожа, взломал дверь, и унес икону. Когда вора задержали, он утверждал, что оклад продан, а икона порублена топором и сожжена. В показаниях вора усомнились – ведь сам образ он мог продать за огромные деньги. После революции в Англии объявился чудотворный образ Казанской Божией Матери, но по утверждению специалистов, это был или московский список из Казанского собора, проданный большевиками заграницу, или список из Санкт-Петербурга. В 1970 г. этот образ купил Ватикан. Икону поставили в покоях Папы Иоанна Павла II, который ежедневно молился перед образом. Тем не менее, в 2004 г. Папа передал образ в Россию.  На празднование тысячелетия  Казани, в 2005 г., образ отравился в город. Событие сплотило всех – на улицах Казани были и православные, и католики, и мусульмане, и атеисты – все ожидали пришествия образа с волнением. Но где же подлинник, украденный в 1904 г.?  Есть предположение, что подлинник до сих пор хранится в храме Ярославских чудотворцев в Казани. Этот образ – темный, он скрыт под слоем слюды (также описывали и явленную икону). Он совпадает в точности по размерам с утраченной в 1904 г. иконой, есть и другие признаки, которые указывают или на подлинник, или на то, что это точный список. Подлинник известен тем, что Божия Матерь с умиленной улыбкой указывает поворотом головы и глаз на Младенца Христа, именно поэтому свт. Гермоген, при котором была обретена икона в 1579 г., назвал образ «Одигитрия» (Путеводительница), хотя иконографический тип Одигитрии не совпадает с изображенным на Казанской иконе. Классическая Одигитрия – это Смоленская икона Божией Матери. На многочисленных списках казанской иконы Божия Матерь, как правило, смотрит на молящихся. Образ из храма Ярославских чудотворцев в Казани соответствует описанию подлинника – Богородица с улыбкой смотрит на Сына Своего и указывает глазами на Богомладенца, Который есть «Путь, Итина и Жизнь» (Иоанн. 14, 6).  
На фотографии – икона Казанской Божией Матери из храма Ярославских чудотворцев в Казани. Темный лик высветлен при помощи современных технологий.

День Калужской иконы Божией Матери

25 октября – день Калужской иконы Божией Матери. Пресвятая Богородица осветила землю русскую многочисленными иконами, через которые Она подает верующим обильные милости. У каждой иконы – своя история, своя «биография». Каждая икона – индивидуальна, обращается к конкретному человеку, участвует в конкретной судьбе. Калужская икона была явлена в 1748 г. Обрели святую икону на чердаке помещичьего дома. Во время уборки служанки нашли холст с изображением Жены, читающей книгу. Одна служанка упрекнула другую в нерадении и сквернословии, указав на Жену в одеянии как на образ благочестия. Но та плюнула в изображение, сказав: «Вот как я боюсь твоей игуменьи» – и тотчас упала парализованная. Ее отнесли в родительский дом и положили под иконы. В ту ночь родителям парализованной девушки явилась Богородица и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком …оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его». Божия Матерь повелела рассказать всем в городе о случившемся, отслужить молебен и окропить больную водой из храма. Девушка исцелилась и покаялась, икону же установили в почетном месте в барском доме.  Люди стали получать исцеления от иконы, которую перенесли в храм. В 1771 г., во время эпидемии чумы, жители Калуги ходатайствовали о том, чтобы икону привезли в город.  Три дня жители с молебнами обходили город, осеняя его иконой, и чума прекратилась.  Во время войны 1812 г. войско Наполеона после сражения под Малоярославцем направилось в сторону Калуги, но внезапно свернуло на Гжатск, окрестности которого они сами и разорили во время отступления. Многим французам являлась Грозная Жена, Которая помогала русскому войску. Об этом пленные французы рассказали жителям Калуги. После чего сам Император Александр I повелел установить празднование Калужской иконе 25 октября, и обходить город крестным ходом. В наши чтимый образ находится в Троицком соборе г. Калуги. Вторая икона находится в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги. Она была передана  при содействии Патриарха Алексия II из Московской академии в Троице-Сергиевой Лавре. Переданный из Лавры образ считают подлинником, который был спрятан после 1917 г. благочестивыми прихожанами собора.

Амвросий Оптинский

23 октября – день памяти преп. Амвроcия Оптинского.  Он остается образом терпения в болезнях, доброго, веселого нрава, острого ума и трезвого суждения. Будущий старец родился в семье священника в Тамбовской области в 1812 г. Он пошел по стопам отца, поступил в семинарию, потом был домашним учителем. Семинаристом он перенес тяжелое заболевание, дал обет стать монахом в случае выздоровления. Несколько лет он не решался исполнить свой обет, потом обратился к старцу Илариону, который благословил ему идти в Оптину. Преп. Амвросий не был простецом, он знал 5 языков и помогал старцу Макарию Оптинскому в издании святоотеческой литературы, что было тогда новым и важным делом. Почти всю жизнь старец болел, от слабости не мог совершать богослужений. Чаще всего он был в своем домике-келье, принимая нескончаемый поток посетителей, иноков и мирян. Вот отрывок из книги Е. Поселянина о своей первой встрече со старцем. Он ехал в Оптину едва верующим и сердился на старца, а уезжал уже сознательным христианином: «Вечером я с моим троюродным братом, который совершенно не интересовался религией и обыкновенно подсмеивался над моим интересом к духовным предметам, побывал в домике старца...Мы находились около его утопавшего в ветвях яблонь домика, как заметили движение по скитским дорожкам… о. Амвросий вышел из своей кельи. Я сразу почувствовал в нем что-то необыкновенное, но держал себя, так сказать, в руках и внушал себе: «Пусть все думают, что ты замечательный человек. Для меня это все равно, и я сам хочу рассмотреть, что в тебе есть. Ты для меня еще никто». И как я понял в тот же день, он прекрасно чувствовал мое настроение. Он молча благословил нас обоих, ничего нам не сказал, ни о чем нас не спросил и прошел дальше. Я тихо пошел за ним. К нему приблизился высокий, здоровый простолюдин и сказал ему: «Я, батюшка, рабочий. На заработки в Одессу собрался. Благословите туда ехать». О. Амвросий мгновенно ему отвечал: «Нет, в Одессу не езди». «Батюшка, — настаивал тот, — там заработки хороши и всегда руки требуются. Там у меня знакомые». «Не езди в Одессу, — твердо повторил старец, — а поезжай в Воронеж или Киев». Потом он удалился с этим человеком от большой дорожки на боковую тропинку, беседуя о чем-то наедине. Я был поражен… Как он это знает? Отчего он так быстро и прямо решает? Старец пошел дальше, я следовал близ него. К нему подходили еще люди, и он всякому отвечал. Недалеко от его домика ждала его кучка крестьян. «Мы костромские мужики, — сказал ему один из них. — Прослышали, что у тебя ножки болят, так вот тебе мягонькие лапотки и принесли». И они подали старцу какие-то тонкие сапоги. Я не забуду ласковой улыбки и выражения благодарности, которые осветили в ту минуту лицо старца. И в ту же минуту как бы спала перед моими глазами завеса, мешавшая мне видеть старца. В совершенно ином настроении, чем в первый раз, подошел я теперь опять к старцу. Старец взошел на крылечко и, опираясь рукой на перильца, обернулся лицом к нам. Я стоял против него, впившись в него глазами, но ничего не говорил ему. Он приветливо спросил у моего троюродного брата, где он учится, и сказал ему, чтобы он продолжал свои занятия. Затем он спросил у меня: «Веруешь ли в Бога, во Святую Троицу?» «Кажется, верую, — отвечал я, — кажется, могу сказать, что верую». Тогда он прибавил: «Никогда ни с кем не спорь о вере. Не надо. Потому что никому ничего не докажешь, а сам только расстроишься. Не спорь».

Апостол Фома

19 октября – память св. ап. Фомы, проповедника христианства в Индии, ученика Христова, который требовал доказательств Воскресения Христова. В Евангелии ап. Фома упомянут дважды – первый раз, когда было получено известие о смерти Лазаря Четверодневного и Христос направился в Вифанию, чтобы воскресить Своего друга. Господу угрожает опасность, Его ищут чтобы убить, ученики колеблются – идти ли им вместе со Христом? В этот момент ап. Фома говорит: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин. 11, 16). В этом эпизоде ярко проявился характер ап. Фомы – горячий, максималистичный, преданный. После распятия, смерти Господа и получения первых известий о Его Воскресении, ап. Фома заявляет, что не поверит, если не увидит Господа своими глазами и не потрогает руками Его ран.  Он жаждал увидеть Спасителя, имел дерзновение, и в глубине души надеялся – несмотря на внешние признаки «неверия». Господь является ученикам, в числе которых был и ап. Фома, и говорит, чтобы тот протянул руку и удостоверился, что это Он – принявший страдания и смерть и воскресший тридневно. В радости ап. Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28).

Свтт. Гурий и Варсанофий Казанские

17 октября церковь празднует память свтт. Гурия и Варсанофия Казанских – великих просветителей народов Поволжья и Казани. свт. Гурий родился в г. Радонеж в семье бояр Руготиных, с юности служил в доме князя Ивана Пенькова. Князь увидел добродетели Григория (как его звали в миру) и поставил его управлять своими имениями, чему позавидовали другие служащие. Завистники оклеветали Григория, и разгневанный князь посадил его в земляную темницу, где тот томился от голода и жажды два года. Тюрьма стала школой молитвы и терпения для Григория, который выжил в нечеловеческих условиях благодаря усердной молитве. Более того, он упросил одного друга принести ему бумаги и чернил, чтобы писать пособия для обучения детей, а вырученные деньги подавать нищим. Так, даже находясь в крайней тесноте, он думал и заботился о других – о нищих и безграмотных детях. Видя такое терпение, Господь освободил его из тюрьмы. Однажды Григорий увидел Свет в темнице, подошел и толкнул двери, они оказались не заперты, и вышел на волю, невидимый охранниками. Он сразу направился в монастырь, принял постриг с именем Гурий, был поставлен настоятелем. Когда же город Казань была покорена войсками Царя Ивана Грозного, поставлен на Казанскую кафедру архиепископом. Это была сложная и ответственная миссия – завоевать доверие мусульман, обратить их к православию. Святитель прилагал труды к трудам и многих привел к Богу. Он открывал школы, питал нищих, проповедовал. Помощником свт. Гурия был архимандрит Варсонофий. Он был сыном серпуховского священника, еще юношей попал в плен к крымским татарам, выучил язык и мог свободно говорить и писать на нем. Через три года его  выкупил отец, он пошел в Москву и принял там постриг в Андрониковом монастыре. После был поставлен архимандритом в новооснованный Преображенский монастырь в Казани и трудился вместе со свт. Гурием, распространяя христианскую веру. После был вызван возглавить епископскую кафедру в Твери. Там он прославился тем, что умел лечить различные болезни – и душевные, и телесные. Он трудился не только как молитвенник и проповедник, но, по слову па. Павла, не оставлял и рукоделия. Так, например, он шил клобуки и раздавал монахам с просьбой помолиться о себе. В конце жизни он снова вернулся в Казань и в Преображенском монастыре принял великую схиму.  Он упокоился спустя 30 лет после свт. Гурия и был похоронен рядом с ним. А когда через 20 лет строили новый каменный собор в монастыре, неожиданно обрели и мощи святых, которые были нетленны и источали миро. До наших дней сохранились мощи свт. Гурия, мощи свт. Варсанофия были уничтожены безбожниками в годы советской власти. Свт. Варсанофия до сих пор почитают как целителя, оба святителя – одни из самых почитаемых святых Казани и Твери.  

Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября Церковь празднует великий двунадесятый праздник Рождество (День рождения) Пресвятой Богородицы. Этот праздник относится к числу 12 самых значимых событий христианской истории. Рождение Пресвятой Богородицы было от престарелых Иоакима и Анны, которые уже потеряли надежду стать родителями. Для евреев бесчадие – признак отвержения Богом, каждый еврей мечтал стать родителем Мессии, но никто не мог тогда предположить, что Мессия будет не человек, а Сам Бог, а дело Его рождения – будет делом Божиим. Но Господь даровал праведным Иоакиму и Анне дочь в старости. Пресвятая Богородица  стала выше ангелов и архангелов, стяжала разум, недоступный гордым книжникам и мудрецам, имела глубину смирения, какую не постигали и ангелы. Значит, родители сумели передать своей дочери определенные качества, привить Ей разум и смирение, пламенную любовь к Богу и полное доверие к Нему. Родители дали обет отдать единственную дочь на служение Богу. Они уже были в преклонных летах, поэтому вручили богоданное чадо Господу с доверием. Церковь восхваляет и благодарит родителей Пресвятой Богородицы, которым традиционно молятся о даровании чада.
Тропарь праздника:
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней/из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение//и упразднив смерть дарова нам живот вечный.
Величание праздника:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое.    

Архангел Михаил и Чудо в Хонех

19 сентября Церковь молитвенно вспоминает архангела Михаила, его чудо, явленное в г. Колосса (или Хона). Именно к христианам этого города было написано Послание к Колоссянам св. ап. Павла. Апостол также написал послание к жителю города Филимону. В 4 в. в городе был храм во имя архангела Михаила с целебным источником. Его воздвигли благочестивые родители в память исцеления немой дочери. Во сне отцу явился архангел, и повелел напоить дочь водой из источника. Когда это исполнили, дочь стала говорить. Прослышав о чуде, люди стали стекаться к храму, а многие язычники принимали крещение. Тогда те, кто упорствовал в язычестве, разрушили русла двух горных речек, так что вода с шумом устремилась к храму, стоявшему в низине.  Когда бурные воды готовы были обрушиться на храм, св. арх. Михаил явился видимым образом, и ударом жезла открыл в горе широкую расселину, куда и устремились воды. С тех пор это место получило название Хоны (отверстие, расселина). Это чудо настолько поразило всех жителей, что событие быстро стало общецерковным праздником, а литературный памятник «Сказание о чуде в Хонех» читали христиане в Византии и на Руси многие столетия.  Сам архангел Михаил – чиноначальник всех небесных сил бесплотных, имя его переводится «кто как Бог», что отражает его ревность о славе Божией. Св. арх. Михаил – покровитель еврейского народа и нового Израиля – всех христиан. По преданию, он хранит врата рая, а в Откровении св. ап. Иоанна Богослова упомянуто, что он сражался с темными силами: «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона и ангелы его воевали против них…И низвержен был великий дракон..обольщающий всю вселенную» (Откр. 12, 7). Архистратиг Михаил пробудит всех умерших во время Страшного Суда, он же является в ключевые моменты истории ради спасения верных Богу. На Руси было велико почитание арх. Михаила, ему посвящали многочисленные храмы и обители.  В Кремле был Чудов монастырь (в честь чуда в Хонех), где крестили царских детей. Архангел – покровитель русского воинства и государства.  

Преподобный Аристоклий московский

6 сентября память преп. Аристоклия Московского (1846-1918). Он известен как московский старец, который долгие годы подвизался на Афоне. Родился будущий подвижник в благочестивой крестьянской семье, в детстве потерял отца. В возрасте 10 лет  после продолжительной болезни у него отнялись ноги. Мать со слезами молила свт. Николая исцелить сына, и дала обед посвятить его Богу, а самой уйти в монастырь, когда сын станет совершеннолетним. 6 декабря, в день свт. Николая мальчик чудесным образом исцелился. Когда сыну исполнилось 17 лет, его мать Матрона ушла в монастырь, а Алексей, как звали его в миру, в 1876 г. отправился на Афон. Через 4 года он был пострижен в монахи, потом рукоположен в сан иеромонаха, а в 1886 г. принял схиму. С 1891 г. он нес послушание настоятеля Афонского подворья в Москве. Уже тогда он обладал духовными дарами исцеления и прозорливости и принимал ежедневно до сотни людей. Многочисленные пожертвования он раздавал нуждающимся, оплачивал обучение детей из бедных семей. Стараниями о Аристоклия на подворье стал издаваться журнал «Душеполезный собеседник», рассказывающий о жизни русских монахов на Афоне. Афонское подворье отстроилось, к старцу приходило множество желающих принять иночество, на подворье была построена домовая церковь в честь иконы «Скоропослушница», которую особенно почитать старец.  6 сентября 1918 г. старец с миром скончался. Мощи святого были обретены в 2004 г. и ныне почивают на Афонском подворье в Москве (м. Китай-Город или Таганская). Еженедельно монахи подворья читают акафист преп. Аристоклию. Вот рассказ о старце его духовной дочери. К старцу она попала едва верующей, но под его влиянием переменила полностью свою жизнь: «Прихожу. Народу – и не пройдешь. Много было больных и с детьми. К детям батюшка был особенно внимателен: всех помазывал маслом и давал просфорочки. Подошла и моя очередь. «Ну что, пришла? – обратился он ко мне и велел идти за ним в его келлию». Там он собрал из разных мест понемногу денег, завернул их и дал мне: «Это тебе в благословение».Я ушла, и с этих пор переменились все мои мысли, все прежние интересы стали для меня чуждыми, совершенно ненужными. Образ старца, его добрые глаза, его любовь, особенно его нежная любовь к детям, а по временам строгие отеческие обличения, как бы выговоры, – все это поражало меня. И все это соединялось у него с такой сострадательностью и такой горестью о заблуждающихся…Я не поняла сначала, для чего батюшка дал мне денег, ведь я служу и не нуждаюсь вообще. И только после уразумела значение этого, когда вскоре должна была начать работать дома, и, верю, по благословению батюшки ни работа, ни деньги у меня не оскудевали».

Память перенесения Нерукотворенного образа Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь

29 августа церковь отмечает так называемый «Третий Спас» – память перенесения Нерукотворенного образа (убруса) Господа Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. Убрус (полотенце, отрез ткани) был первой иконой, которую создал Сам Господь. Во время жизни Господа в сирийском городе Едессе был правитель по имени Авгарь. До него дошли рассказы о проповеди и чудесах Спасителя. Авгарь уверовал в Господа и написал Ему письмо с просьбой прийти и исцелить от болезни. С письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, чтобы тот написал портрет Спасителя и привез в Едессу. В Иерусалиме Анания увидел Господа окруженного толпой людей, так что не смог подойти к Нему близко из-за стечения народа. Тогда Анания нашел высокий камень и попытался написать портрет Спасителя, но это ему никак не удавалось, несмотря на все искусство, каким обладал придворный живописец. Тогда Сам Господь подозвал Ананию и передал для Авгаря письмо, в котором ублажал его веру и обещал прислать своего ученика. Потом Господь повелел принести полотенце и воду, умылся и вытер Свое лицо, которое отпечатлелось на убрусе. Много веков христиане как святыню хранили убрус, а иконописцы создали икону «Нерукотворный образ Иисуса Христа». Долгое время образ хранился в Эдессе, правитель Авгарь установил его над городскими вратами. Во время иконоборчества образ Спасителя закрыли, а потом постепенно забыли о святыне. В 545 г. образ вновь обрели, а в 944 г. император Константин Багрянородный пожелал перенести образ из Едессы в Константинополь. К тому времени Едесса перешла в руки арабов, так что император выкупил образ у эмира. Известно, что образ несколько раз отпечатлевался, например, копия попала в Грузию, также отпечаток убруса на каменной стене остался в Едессе. Когда крестоносцы разграбили Константинополь, они попытались вывезти убрус в Европу, подобно тому, как они похитители тысячи других христианских святынь с Востока. Но корабль с образом утонул в Мраморном море. Образ Спасителя сыграл большую роль во время иконоборчества. Он был доказательством того, что Богу угодны Его изображения.  Для России нерукотворный образ Спасителя имел особенное значение.  В первые века христианства на Руси икона «Спас Нерукотворный» была одной из самых распространенных. Образ помещали на хоругвях и стягах русских воинов.  На Руси в этот день освящали хлеб нового урожая, созревший дикий орех (лещину), начиналась торговля домоткаными холстами. Поэтому этот праздник еще называют Хлебным или Полотняным Спасом. Так, наши предки старались всю жизнь подчинить ритму церковных праздников и принести благодарение Богу за все блага, подаваемые в земной жизни.  

Преподобный Пимен Многоболезный

20 августа церковь молитвенно воспоминает преп. Пимена Многоболезненного. Его житие – пример духовного рассуждения и терпения в скорбях. Свою болезнь он обратил в великое преимущество и достиг святости. Родился он больным, в семье христиан. Его родители просила Бога об излечении сына, но тот, наоборот, просил о продолжении своих страданий. Он понимал, что если он исцелится, то, наверняка  его жизнь сложится как у обычных людей, с повседневными заботами и будничными радостями, но он уже вкусил Радость Высшую и мечтал стать монахом. Он долго просил родителей отнести его в Киево-Печерскую лавру, хотя там, никто  не решился совершить над ним постриг. Тем не менее, в одну из ночей раздалось ангельское пение, а наутро преп. Пимена нашли облеченным в схиму, со свечей в руке, сияющим от радости. Ангелы Божии совершили над ним постриг, а потом в раке преп. Феодосия Печерского нашли и часть волос новопостриженного брата. В подвиге терпения болезни преподобный прожил в монастыре 20 лет. Иногда о нем забывали, и он пребывал без пищи и питья продолжительное время. Однажды он пожалел одного монаха, страдавшего, как и преподобный, расслаблением. Он исцелил брата с условием, что тот будет ухаживать за больными. Брат с радостью согласился и был исцелен, но по прошествии некоторого времени стал тяготиться уходом за больными, и вновь впал в расслабление. Преп. Пимен исцелил его второй раз и сказал, что как больной, так и ухаживающий за ним, получают равную награду, если несут этот подвиг с терпением. За три дня до кончины он исцелился, о чем ему раньше было предсказано ангелом. Простившись с братией и причастившись Святых Таин, преп. Пимен скончался в 1110 г. Нетленные мощи преподобного Пимена почивают в Антониевой пещере в Киеве.      

Св. Олимпиада, диаконисса

7 августа церковь празднует память св. Олимпиады диаконисы, помощницы свт. Иоанна Златоуста. Известны письма свт. Иоанна к св. Олипиаде, в которых он утешает ее в скорбях. Она была одной из богатейших невест своего времени, ее мать была замужем за царем Армении, овдовев вышла замуж за сенатора Анисия Секунда. Олимпиада была обручена знатному и богатому юноше, но тот скончался до свадьбы, после чего она решила избрать путь служения церкви.  После смерти родителей она получила богатое приданое, которое считала не своим, но Божиим достоянием, и щедрою рукою раздавала нуждающимся милостыню. Патриарх Константинопольский Нектарий назначил ее диаконисой, и она проходила свое служение непорочно, служа Церкви Божией. Поставление диаконис совершалось через рукоположение, к этому допускались женщины старше 40 лет непорочной жизни, вдовы или незамужние. Они носили особую одежду и несли служение литургическое, а также занимались делами милосердия. Особенно близка Олимпиада была к свт. Иаонну Златоусту. Кода начались против него гонения, он призвал ее и предрек, что они больше не увидятся, но убеждал быть верной Церкви, не смотря на соблазны. После изгнания свт. Иоанна Златоуста загорелась соборная церковь, выгорело половина города. Сторонников святителя обвинили в поджоге, Олимпиаду вызвали в суд....  

Почаевская икона Божией Матери

5 августа совершается празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери. Эта икона стала символом противостояния православия и католичества, а также сопротивления русского мира экспансии ислама. Икона прославилась при жизни преп. Иова Почаевского, во времена напряженной религиозной борьбы на западных границах Руси. Раньше икона принадлежала митрополиту Неофиту, который прибыл на Волынь, чтобы уладить церковные дела. В то время западная Русь находилась под польским правлением, католики стремились вытеснить православие, дворяне переходила в унию или сразу в католичество, чтобы получить милости и привилегии. Русские дворяне, оставшиеся верными православию, были немногочисленны. Именно поэтому митрополит Неофит высоко оценил гостеприимство православной дворянки Анны Ерофеевны Гойской (урожденной Козинской), в имении которой митрополит пребывал продолжительное время. Перед отъездом он благословил Анну иконой Божией Матери, которую взял с собой из Константинополя. Имение Гойской находилось недалеко от Почаева, где Анна  на свои средства возобновила православный монастырь. Икона пребывала в домашней молельной комнате Гойских два десятилетия. От иконы не раз исходило обильное сияние, слепой от рождения брат Анны, Филипп, прозрел после горячей молитвы перед образом Пречистой. После этого чуда Анна не решилась оставить икону у себя. Собрался крестный ход и с пением икону перенесли в монастырь на Почаевскую гору. В 1675 г. монастырь пережил нападение турецких войск. Внезапно небо озарилось образом Божией Матери и преп. Иова Почаевского, в окружении ангелов. Стрелы, пущенные в явившийся на небе образ, возвращались обратно и поражали турок, которые бежали с поля боя. Это произошло 5 августа, с тех пор и празднуют день чудесного заступничества Божией Матери. Судьба монастыря и иконы была непростая: обитель и святой образ одно время находился в руках католиков. Именно они украсили главу Божией Матери и Богомладенца коронами. В 1831 г. обитель вернулась к православным. В 19 в. для иконы сделали массивным золотой оклад, символически изображающий небесное сияние, которым первоначально прославилась чудотворная икона. И в наши дни Почаевская лавра остается оплотом православия на западных границах Руси. Бесчисленны чудеса и исцеления, которые люди получают по молитвам перед иконой. Символом этих исцелений являются костыли, которые лежат под чудотворным образом. Их оставила монахиня Варвара, которая приехала в 1950 г. поклониться иконе. Ее ноги были парализованы в течение 48 лет. Она с трудом, в сопровождении помощницы, смогла подойти к святыне, а ушла от нее здоровой, оставив костыли под иконой. В наше время униаты и раскольники не раз пытались захватить монастырь и икону. Но заступничеством Божией Матери, Которой с горячей верой день и ночь молятся православные, обитель пребывает неоскверненной.  Пресвятая Богородица, спаси нас!  

Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы

11 июля церковь отмечает день памяти преп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, основателей славной обители в честь Преображения Господня на о. Валаам.  Они были греческими священноиноками, которые в 10 в. пришли в Новгородские владения вместе с первыми православными миссионерами. Они пришли с проповедью Евангелия для карел и других народов этого края. Обитель многократно подвергалась разорению, исторические документы были утрачены в ходе воин, нашествий, пожаров. Известно только, что мощи преподобных были перенесены в Новгород во время нашествия шведов в 1163-64 гг. Ныне мощи святых почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе на Валааме. В этот же день вспоминается кончина старца Софрония Сахарова (в миру – Сергия Сахарова). Его учитель, преп. Силуан Афонский почил 24 сентября, тоже в день преп. Сергия и Германа Валаамских. В юности старец Софроний (тогда Сергей Сахаров) хотел стать монахом на Валааме, но политическая ситуация сложилась таким образом, что Валаам уже контролировали советские власти. Поэтому он выбрал Афон. Так, старцы Софроний и Силуан скончались на день памяти Сергия и Германа, отмечаемой два раза в году, явив свое единство в духе. Они тоже были просветителями Руси во дни духовной смуты. Святые преподобные старцы, молите Бога о нас!

Авва Виссарион Египетский

19 июня Церковь молитвенно воспоминает память аввы Виссариона Египетского. Он жил в пустыне Египетской в V в., был постником, мистиком, молитвенником, без сна и пищи мог провести в созерцании 40 дней. Древние патерики сохранили следующие высказывания святого отца:
1.    Авва Виссарион всячески соблюдал себя от осуждения. Когда одному согрешившему брату священник повелел покинуть церковь, то и авва Виссарион вышел вместе с ним, говоря: «и я также грешник».
2.    Особой добродетелью аввы Виссариона было трезвение. Умирая, он сказал: «Монах должен быть, как херувимы и серафимы и весь око». Эти слова применимы к любому христианину, который обязан проводить свою жизнь в трезвении, особенно в наши дни, когда соблазны умножились многократно.
3.    Ученики старца знали его смирение. Когда к ним привели свирепого бесноватого, то они поняли, что авва по смирению не захочет исцелить больного. Тогда они посоветовались и решили: «старец заходит в церковь раньше всех. Посадим больного на его место, и когда авва Виссарион взойдет, мы станем на молитву, а ему скажем, чтобы он разбудил брата». Так и сделали. Когда старец сказал бесноватому: «Встань и выйди», то бес вышел из больного и тот выздоровел.
4.    Старец наставлял своих учеников  всегда вверять себя Промыслу Божию, уповать на Бога и жить по-евангельски, как птицы небесные, не заботясь о пище и питии. Однажды авва Дула, ученик аввы Виссариона, шел с ним вдоль морского берега и захотел пить. Он сказал: «авва! Мне очень хочется пить». Старец, сотворив молитву, говорит мне: «пей из моря». Вода сделалась сладкой и авва Дула напился. После этого он стал наполнять сосуд водой. Старец, увидев это, удивился и спросил: «для чего ты налил?». Тот ответил: «прости меня, как бы на пути мне снова не хотелось пить». Тогда старец ответил: «и здесь Бог, и везде Бог».  
5.    Авва Виссарион имел дар пророчества. Так рассказывал его ученик, авва Дула, что некогда он вошел в келью святого и нашел его стоящим на молитве, с простертыми к небу руками. Так он молился  14 дней, а потом пошел в пустыню, взяв с собой ученика. Там он встретился с аввой Иоанном и беседовали о духовной жизни. Авва Виссарион сказал о своем видении во время молитвы: «вышло повеление от Господа, чтобы разрушить храмы». Так и случилось, и храмы были разрушены.
6.    О молитве он сказал: «если ты беспечен, то молись как написано. Молись же со страхом и трепетом, трезвенно и бодрственно, – так должно молиться, особенно по причине злокозненных невидимых врагов, которые желают делать нам пакости».    

Память святых отцов Первого Вселенского Собора

В седьмое воскресение после Пасхи мы празднуем память святых отцов Первого Вселенского собора, который состоялся в 325 г. в г. Никея. Всего на собор собралось 318 участников. Участники в большинстве своем были воистину святые и праведные отцы, они обратились ко Христу и были веры Ему во времена страшных гонений. Среди участников было много исповедников веры, а гонения кончились незадолго до Собора благодаря царю Константину Великому. Он и собрал отцов, чтобы рассудить о новой ереси священника Ария, который учил, что Иисус Христос не Сын Божий, но просто самое совершенное творение Божие. Отрицая божество Господа, Арий тем самым разрушал основы христианской веры, лишал человека надежды на воскресение и обожение. Среди святых отцов Первого Никейского Собора были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифудский,  свт. Афанасий Великий, свт. Александр Александрийский, свт. Евстафий Антиохийский, свт. Макарий Иерусалимский, обретший Крест Господень и другие. Участники прибыли отовсюду – от Запада и Востока, из Рима и Крыма (из Керчи), из Скифии и Греции, Армении и Персии.  На соборе был утвержден Никейский Символ веры, который христиане поют во время Литургии. Церковь окончательно отмежевалась от иудаизма. Днем празднования и отдохновения утвердили воскресение, а не субботу, а также постановили  праздновать Пасху не с иудеями вместе, но по обычаю римской церкви. Пасху отныне празднуют в первое воскресение после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Было принято много важных постановлений, утверждено, что священники должны вступать в брак (несколько веков спустя этот правило отвергли католики). Постановления собора приняли все поместные церкви – Испании, Британии, Италии, Далмации, Дакии, Эллады, Ликии, Понта, Африки, Египта, Кипра и другие. Святые отцы молите Бога о нас!          


Новости 1 - 20 из 35
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец